Об организации

Начиная с 50-х годов, система трубопроводного транспорта СССР наращивала свои производственные мощности, достигнув к 1991 году протяженности в 66,7 тысяч километров. Очевидно, что при этих гигантских размерах со временем все более острой становилась проблема обеспечения надежности и безопасности функционирования нефтепроводов.

Транспортировка при высоких давлениях больших объемов такого экологически агрессивного продукта как нефть требует особого внимания к вопросам  сохранения целостности магистральных нефтепроводов, предупреждению отказов, аварий. Поэтому проблемы обеспечения надежности и безопасности нефтепроводной системы всегда были в центре внимания Компании «Транснефть», которая в 1993 г. стала правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР.

Система предупреждения аварий сводилась к периодическим гидравлическим переиспытаниям трубопроводов повышенным давлением, проведению капитального ремонта линейной части нефтепроводов со сплошной заменой труб или изоляции большими участками. Выбор участков для ремонта производился по ограниченной информации, основанной на визуальных наблюдениях за трассой, осмотре подозрительных мест трубопровода, измерению сопротивления изоляции труб, анализе статистики аварий и т.д. Ежегодно методом сплошного капитального ремонта обновлялось не более 1,5% от общей протяженности магистральных нефтепроводов.

К середине 80-х гг. капитальный ремонт магистральных нефтепроводов с заменой труб достиг рекордных объемов за всю историю отечественного и мирового нефтеснабжения, равных 1,7% от общей протяженности магистральных нефтепроводов СССР. Однако этих мер к началу 90-х годов стало недостаточно для поддержания необходимого уровня надежности и сдерживания нарастающей аварийности. Возраст большинства магистральных нефтепроводов к тому времени составлял 20-25 лет. И к 2005 году прогнозная вероятность аварий на трубопроводном транспорте могла стать критической для экономики страны. К тому же, более половины магистральных нефтепроводов «перешагивали» свой нормативный срок амортизации.

Необходимо было срочно в дополнение к сплошному методу ремонта искать новую эффективную стратегию технического обслуживания, базирующуюся на ремонте трубопроводов по их фактическому техническому состоянию, то есть брать курс на преимущественное применение выборочного ремонта.

Ключевую роль в определении технического состояния магистральных нефтепроводов должна была сыграть внутритрубная диагностика, которая позволила бы вести сплошное обследование трубопровода и выявлять подавляющее большинство типов дефектов, являющихся причинами аварий и отказов.

Решающий шаг вперёд был сделан в конце 1989 года с принятием Правительством СССР программы по обеспечению надежности магистральных нефтепроводов «Высоконадежный трубопроводный транспорт». Именно этот документ положил начало созданию в апреле 1991 года в городе Луховицы Московской области Центра технической диагностики «Диаскан», в названии, которого были объединены производные двух слов - «диагностика» и «сканирование».

Новым стратегическим направлением обеспечения безопасной эксплуатации магистральных нефтепроводов, снижения аварийности стало сплошное проведение внутритрубной диагностики и выборочный ремонт дефектов по её результатам. В основе концепции – выявление дефектов линейной части трубопроводов с помощью внутритрубной диагностики, оценка технического состояния дефектных участков, определение безопасных режимов эксплуатации на основе данных диагностирования, применение новых эффективных методов ремонта без вывода трубопроводов из эксплуатации и, как результат, продление срока службы магистральных нефтепроводов.

23 апреля 1991 г. был издан приказ о создании Центра технической диагностики в г. Луховицы и приеме на работу первых сотрудников. Центр технической диагностики (ОАО ЦТД «Диаскан») был создан на правах дочернего предприятия Главтранснефти Миннефтепрома СССР.

Центр технической диагностики был призван решать весь спектр задач по получению первичной информации о состоянии трубопровода, оценке его технического состояния с определением безопасных технологических режимов эксплуатации, необходимости ремонта, а также по всем возникающим при этом вопросам методического, нормативного, технического и технологического характера.

17 ноября 2014 года в рамках Программы стратегического развития ПАО «Транснефть» (до 21.07.2016 - Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть») на период до 2020 года (второй этап ребрендинга компании) и в целях унификации названий дочерних организаций под брендом «Транснефть» на всей территории России Открытое акционерное общество «Центр технической диагностики» (ОАО ЦТД «Диаскан») было переименовано в Акционерное общество «Транснефть – Диаскан» (АО «Транснефть – Диаскан»).